Поделиться:



Руны как инструмент предсказаний


Обширная область предсказаний – без сомнения, древнейшая составная часть рунической магии, – представляет собой лишь малую часть того пока еще малоисследованного корпуса знаний, что принято называть Руническим Искусством. Однако эта область чрезвычайно важна сама по себе, не говоря уж о том, что именно с ее освоения начинается, как правило, систематическое изучение Рун. В самом деле, магия – практическая дисциплина, и для ее изучения необходима практика, а предсказания являются самой безопасной ветвью магии, – так с чего же и начать, как не с них?

Насколько мы можем судить, в стародавние времена гадание на Рунах выглядело совсем не так, как теперь. Свидетельства скудны, но они все же есть. Практику рунических гаданий у древних германцев упоминает, в частности, Тацит: «Предсказаниям и бросанию жребия они уделяют больше внимания, чем все другие народы. Их метод бросания жребия прост: они срезают ветвь плодоносящего дерева и делят ее на маленькие кусочки, которые помечают знаками, и случайным образом разбрасывают их на белом полотне. Затем общинный жрец, если судьба вопрошается публично, или отец семейства, если это делается частным образом, после призывания богов, подняв глаза вверх, выбирает три кусочка, по одному за раз, и далее трактует жребий в соответствии с теми знаками, которые нанесены на вытащенные кусочки».

Мы, с нашим тяготением к формальным схемам, в частности, к различным тематическим раскладам на все случаи жизни с фиксированными смысловыми значениями их отдельных позиций, очень далеко отошли от описываемой Тацитом практики древних германцев. В случае Рун, как будет показано ниже, это – далеко не самое лучшее, хотя, впрочем, допустимое решение.

Дело в том, что Руны, как и любой другой древний фонетический алфавит, – магический объект и инструмент весьма высокого уровня абстрагирования. В нем нет наглядных зрительных образов, прозрачных символов и аллегорий. Как инструмент магии, Руны предназначены для настройки и общения со столь же высокими и абстрактными Силами, – Силами, главным образом, не каузального, а буддхиального и атманического планов Вселенной. Этим Силам, в общем-то, безразлично, на каком фактическом материале реализуются те или иные значимые, кармические сюжеты в жизни отдельного человека, семьи или целого народа, за исключением, быть может, случаев высокого служения или столь же низкого злодейства, случаев, коренным образом влияющих на индивидуальную и коллективную карму. Поэтому Руны не признают конкретики, а всегда описывают ситуацию или состояние в целом, дают общий прогноз, не размениваясь на детали (которые, вообще говоря, могут быть довольно важны для вопрошающего!). Блестящий исследователь и знаток Рун Антон Платов так пишет в своей книге «Практический курс Рунического Искусства»: «Руны никогда не предскажут Вам что-нибудь вроде «любви такой-то дамы, а затем дальней дороги и казенного дома в конце». Руны могут и не дать ответ на слишком конкретно поставленный вопрос, но зато они по возможности точно опишут ситуацию, в которой Вы находитесь, а если это необходимо – и ту ситуацию, которая может последовать (именно «может» – помните, ничто не предопределено!). Вы можете задавать Рунам любые вопросы, лишь имейте в виду, что их ответы всегда ситуативны, всегда описывают ситуацию или состояние».

(В этой связи, кстати, чрезвычайно перспективным представляется совместное использование Рун и карт Таро в предсказательной и аналитической практике. Получив с помощью Рун общее представление о ситуации, расстановке сил и генеральном развитии сюжета, мы можем уточнить на картах Таро интересующие нас подробности, детали и промежуточные этапы. Причем в гаданиях, связанных с новыми замыслами и проектами, часто бывает так, что Руны указывают на благоприятный исход и решительно толкают к действию (как-никак, алфавит викингов!), тогда как карты Таро повествуют о всяческих препятствиях, затруднениях и задержках в пути. Легко, говорят они, не будет! Но можно быть уверенным в том, что, преодолев, не без подсказок Таро, все трудности, мы достигнем окончательного успеха, предсказанного Рунами.)

Так зачем же, спрашивается, навязывать предсказательному инструменту, особенно чувствительному к весьма абстрактным, а значит, довольно неопределенным, зачастую расплывчатым влияниям и факторам, искусственные жесткие значения позиций расклада? Не лучше ли последовать примеру древних волхвов и прорицателей и предоставить Рунам максимум свободы, положившись на силу своего воображения? Или мы стали чересчур скованны, несмелы, несвободны в своей магии? Не доверяем себе, предпочитая опереться на готовые шаблоны?

Оставляя без ответа эти риторические вопросы, позволю себе указать на то, что в современной практике существуют подходы, довольно близкие к технике предсказаний древних германцев, точнее, представляющие собой разумный компромисс между их спонтанностью и нашей любовью к структуре. В качестве примера опишу метод, предложенный, если не ошибаюсь, Галиной Бедненко и названный ею «шаманским» раскладом.

На большом квадратном полотне нарисованы три концентрические окружности, перечеркнутые косым крестом, который делит пространство на стороны света: восток, запад, север и юг.

На расстеленное полотно бросаются Руны, – сколько зачерпнула рука. Руны, упавшие «лицом вниз», не учитываются (или рассматриваются как нереализованные возможности, скрытые резервы и т.п.). Значения прямых и перевернутых Рун могут различаться или не различаться по воле предсказателя, лишь бы это было решено заранее.

Значения выпавших Рун приобретают ту или иную окраску в зависимости от того, в какой из секторов нашего полотна попали Руны.

Восток – это то, что необходимо принять (или что уже было принято в прошлом).
Запад – это то, что надо отдать (или уже отдано).
Север – это то, что необходимо удержать (или уже удержано).
Юг – это то, что должно быть (или было) отрезано.

Внутренний круг соответствует причинам, средний – следствиям в их динамике, внешний – окончательным результатам.

Полотно для «шаманского» расклада

Рис. 1. Полотно для «шаманского» расклада

А если уж использовать расклады-шаблоны применительно к Рунам, то они сами по себе должны носить ситуативный характер. Скажем, известный расклад, характеризующий внутреннее состояние человека и сконструированный по образцу представлений древних скандинавов об устройстве мироздания:

Рунический расклад на внутреннее состояние человека

Рис. 2. Рунический расклад на внутреннее состояние человека

1.  «Нифльхейм»: смысл прошлого, недавно прожитого сюжета.
2.  «Хёль»: ресурс, наследство, взятое из предыдущего этапа.
3.  «Мидгард»: окружающий мир и я в настоящее время; текущая ситуация.
4.  «Асгард»: смысл проживаемого мною сейчас сюжета.
5.  «Муспельхейм»: грядущий сюжет (то, что наступит через 2-4 месяца).
6.  «Ётунхейм»: всё то, что вытеснено в бессознательное; потенциальный источник ресурса.
7.  «Цвартальхейм»: навыки, умения, привычки, логика.
8.  «Ванахейм»: сфера чувств и эмоций.
9.  «Альвхейм»: сфера интеллекта; планы; представления о том, что необходимо.

При таком подходе обучение гаданию на Рунах должно опираться, главным образом, не на заучивание значений отдельных Рун и их комбинаций (что, впрочем, все равно необходимо) и не на освоение различных тематических раскладов, а на глубокое личное знакомство с Рунами. Что это значит? То, что необходима длительная, ежедневная, систематическая личная работа с Рунами. По утрам нужно вытаскивать «Руну дня» и замечать, а лучше записывать, под какими влияниями и с каким настроением прожит этот день. При этом наиболее важны не столько сами происходившие события, сколько их окраска, оттенки, внутренние изменения, к которым эти события приводят. Также можно рисовать на себе маркером одиночные Руны и замечать, как от Руны к Руне меняется тон, темп, оттенок Вашей жизни и Вашего настроения, какие особенные мысли посещают Вас в эти периоды, происходит ли вокруг Вас что-то особенное. (Такие «опасные» Руны, как Хагалаз, Эйваз, Наутис, Турисаз, следует исследовать с осторожностью!) Каждую Руну можно таким образом изучать в течение двух-трех недель. Затем можно так же поизучать некоторые сочетания Рун. Таким образом Вы установите тесную связь с Рунами, узнаете и запомните не только их стандартные значения, но и тончайшие оттенки смысла, некоторые из которых будут предназначены Вам лично, – у Рун есть такая особенность, – и сделаете шаг в направлении более действенных, нежели предсказания, областей Рунического Искусства.



Алексей Рябов

27.01.2010, Москва



[ Вернуться к разделу «Статьи» ]



Профиль в Google.

1. А. Платов, А. ван Дарт. Практический курс рунического искусства.
2. Ф. Асвинн. Мистерии и магия Севера.
3. Г. фон Неменьи. Священные Руны.
4. Н. Пенник. Руны.
5. Г. Бедненко. Школа Рун.
























Контакты

+7 906 046 1699

mail@ezoznan.ru