Поделиться:



Сознание и Абсолют


Людям свойствен оптимизм, в том числе (и как правило) – необоснованный. В этом, в частности, проявляется иллюзорность человеческого мира и человеческого сознания – майя. Мне кажется, что одним из выражений необоснованного метафизического и гносеологического оптимизма служит представление о том, что духовная эволюция и личностный рост приближают нас к Абсолюту, и в данной статье я делаю попытку изложить и обосновать свою точку зрения.



Сознание и иллюзия

Абсолютное бытие (тождественное абсолютному не-бытию) представляет собой пустоту, ничто, квантовый нуль, хаос, тьму, – но тьму творческую, в которой заложены в потенции абсолютно все возможности и энергии. Этот Абсолют, порождающий (и содержащий, в определенном смысле) все, в том числе пространство, время и карму (закон причин и следствий), сам пребывает вне пространства, времени и кармы, – в вечности. И поэтому он абсолютно трансцендентен сознанию – человеческому или какому бы то ни было иному.

Ведь сознание есть процесс, разворачивающийся 1) во времени согласно динамическому архетипу: фаза творения – фаза осуществления – фаза растворения, 2) в себе самом согласно диалектическому архетипу: тезис – антитезис – синтез, и 3) в окружающей среде согласно закону кармы, устанавливая причины и следствия. [1] В вечности, во всяком случае, в человеческом понимании, такого «динамического» сознания нет. Возможно, сам Абсолют есть Знание и Истина, – но это совсем не то, что мы подразумеваем под словами «сознание» и «познание», что мы способны понять.

Также сознание есть процесс упорядочивания, созидание порядка, структуры, а порядок противоположен изначальному хаосу – Абсолюту. Хаос вечен и неизменен, порядок – смертен и эволюционен.

С точки зрения вечности, Абсолюта, любые порядки и иерархии (порождаемые Абсолютом, но ему трансцендентные), в некотором смысле, иллюзорны, потому что они конечны, ограничены в пространстве и времени, которых в вечности попросту не существует. Человек, в какой бы «системе координат» он ни рассматривался – как телесный организм, как индивидуальное сознание, как проявление универсального сознания или как синтез всех этих «проекций» или «ипостасей», – представляет собой упорядоченную и эволюционирующую, а потому ограниченную, иллюзорную с позиции вечности, сущность (монаду). Также человек есть холон [3], в свою очередь включенный в «холархию», именуемую человечеством. А его индивидуальное сознание таким же образом включено в общечеловеческое сознание, и далее, – в «Планетарный Разум». Все это, рассматриваемое с позиции Абсолюта, есть иллюзия, конечная, ограниченная и призрачная – в той или иной мере.

Однако, с точки зрения сознания (в том числе, человеческого), эволюция, которая есть созидание структуры, порядка, представляет собой единственный надежный, верный, целенаправленный путь среди хаоса и вопреки хаосу. Итак, мы приходим к выводу, что сознание по своей природе противоположно Абсолюту, взятому как вечное бытие! То, что иллюзорно для Абсолюта, реально для сознания, и наоборот.

И, возможно, эволюция уводит от Абсолюта, а не приводит к нему!

Но не будем забывать, что Абсолют, хаос есть потенциальный корень, исток любого эволюционного, упорядоченного процесса. И, взятый в этом качестве, он представляет собой начало сознания, его точку отсчета, – но отнюдь не вершину и цель!



Лестница иллюзий

Таким образом, судить об эволюции следует двояко: как о восхождении по «холархической» лестнице совершенствования, на которой каждая последующая ступень преодолевает и включает в себя предыдущую (согласно «холархическому» архетипу, рассмотренному в [3]), либо как о путешествии по «лестнице иллюзий», на каждой новой, более высокой ступени которой мы, расставаясь с более плотным иллюзорным клише, свойственным предыдущей ступени, тут же попадаем во власть более тонкого и изощренного, но, быть может, не менее иллюзорного.

Первый способ суждения прекрасно проанализирован в [3], [4] и других работах, развивающих интегральный подход в философии и психологии, и здесь мы не будем на нем останавливаться.

Рассмотрим более подробно, что мы понимаем под словами «лестница иллюзий».

На каждой конкретной ступени, или стадии развития личности [2], [5], индивид, как воспринимающее, реагирующее, осознающее и действующее существо, использует определенный, свойственный именно данной эволюционной ступени, набор социально и культурно обусловленных клише, или, другими словами, подпрограмм бессознательного, укорененных в коллективном бессознательном (точнее, в некотором его подмножестве – «меме», пользуясь термином спиральной динамики). В частности, он имеет некоторую систему ценностей, более или менее общепринятую (в определенном социо-культурном слое) этику, включающую понятия о долге, вежливости, правде, добре и зле, правилах поведения, правах и обязанностях, семье и т.д., способы проявления эмоций, эстетические вкусы и пристрастия, круг интересов (кругозор), характерные потребности, ets; он молится Богу вполне определенным образом (или не молится вовсе, так как считает себя атеистом), ест определенную пищу, смотрит те или иные программы TV; и все это подразумевает вполне определенную меру его личной, индивидуальной свободы.

Данные клише (подпрограммы бессознательного), и в первую очередь – клише восприятия и представления, являются некими более или менее грубыми схемами, приближениями, обозначениями реальности. Поскольку они схематичны – постольку они иллюзорны. Реальность не такова, какой мы ее видим, представляем и осознаем. Это – расхожее общее место. Важно то, что доля истинности и доля иллюзорности в каждом конкретном клише всегда присутствуют неразрывно.

Но всего важнее понять, что на каждой ступени эволюционной лестницы имеются свои собственные клише, быть может, более совершенные, чем те, что преодолены и остались позади, но по самой своей природе не свободные от иллюзорности. Иллюзия не исчезает, но она становится все тоньше, изысканнее. Да, сквозь нее порой яснее просвечивает истина, но и распознать такую иллюзию становится все труднее.

Сколь бы высоко по своему личностному и духовному развитию ни стоял человек, он не может обойтись без социо-культурных клише, – просто потому, что человек, как личность, как самосознающее и мыслящее существо, не может существовать вне социума и культуры. И поэтому человеку не суждено расстаться с иллюзией, майей.

Рассмотрим для примера клише восприятия. Первобытный дикарь, рядовой бандит современного мегаполиса и горожанин-интеллигент воспринимают природу совершенно по-разному.

Дикарь воспринимает и различает огромное множество оттенков, нюансов, тонко и изощренно классифицирует их, наблюдает динамику и улавливает циклы различной интенсивности и протяженности, и при этом он одушевляет природу, наделяя все ее проявления и процессы зооморфными и антропоморфными чертами. Он не отделяет себя от природы, включая людей (живых и умерших) во все природные классификации и циклы, создавая развернутые системы правил поведения и табу. [6] Характерные клише его восприятия природы – анимизм, тотемизм, шаманизм.

Современный «дикарь», в отличие от дикаря первобытного, воспринимает природу чрезвычайно грубо, упрощенно и обобщенно. Впрочем, социальные процессы, явления и отношения – тоже: ведь он живет «по понятиям», то есть практически на 100% руководствуется весьма грубыми клише, в данном случае представляющими собой жесткие программы «воровского» поведения. Отчего такая разница – притом, что уровень развития эго в обоих случаях до-конвенциональный, младенческий, «дикарский»? Полагаю, потому, что данный уровень для человека первобытного общества – наивысший эволюционный уровень развития человечества той эпохи, чего не скажешь об уровне развития рядового обитателя городских «джунглей».

Интеллигент, чей личностный уровень в целом соответствует культуре эпохи постмодернизма (а, быть может, и еще выше), воспринимает природу весьма тонко, поэтично, порождая множество ассоциаций и параллелей, – однако совсем не так, как первобытный дикарь. Гоген, живший среди дикарей и писавший там свои полотна, многому у них научился, но сам не стал дикарем, и его картины всецело принадлежат культуре модерна (и постмодерна), его примитивизм – продукт конца XIX века, а не доисторической эпохи. Его клише – высоко интеллектуальные, чрезвычайно гибкие, дающие много свободы, ассоциативные, плюралистические клише постмодернизма, а не весьма формализованные и табуированные, хотя и высокочувствительные, клише первобытно-общинной культуры.

Уровни развития личности (эго), начиная с инфантильной стадии и заканчивая наивысшими из представленных в современном обществе постконвенциональными уровнями второго порядка, классифицированы и описаны в работе [5], к которой я и отсылаю заинтересованного читателя.*

Ну, а как же выглядит подъем с уровня на уровень – путешествие по «лестнице иллюзий»?

Эволюционное развитие личности – сложный, многомерный процесс, в котором одни стороны эго вырываются вперед, а другие отстают. К примеру (что характерно как раз для нашей эпохи), когнитивная, ментальная сфера опережает в своем развитии все прочие – эмоциональную, ценностную и т.п. Человек, живя по старым клише, постепенно начинает понимать, что живет он как-то неправильно, и что такая жизнь его не удовлетворяет. Обычно с этого начинается долгий и мучительный, но в то же время дискретный по форме, почти скачкообразный, переход на более высокую эволюционную ступень, именуемый «кризисом роста».

При этом старые клише, присущие преодолеваемой, пройденной ступени, на первом этапе отвергаются, и им на смену, вместе с ломкой системы ценностей, этики, кругозора, ведущих потребностей и т.д., приходят новые, более тонкие, предоставляющие больше свободы клише. На втором этапе, когда новые клише вполне усвоены, происходит пересмотр и частичное принятие старых, но полезных, хорошо себя зарекомендовавших в определенных ситуациях клише, то есть их включение в новую, более высокую и совершенную систему – интеграция, синтез. На языке [3] и [4] – «преодоление и включение».

Дистанцирование и отказ от старых клише, а вместе с ними и от привычных иллюзий, – весьма болезненный процесс. Именно возможность перенести эту боль, а не какие-либо внешние факторы (наличие духовного учителя – гуру, всевозможные «знаки свыше» и т.п.), определяет принципиально достижимый «потолок» развития для данной личности на данном этапе.

Я уверен, что иного конструктивного, содержательного пути, кроме эволюционного восхождения по «лестнице иллюзий», у нас – и у каждой отдельной личности, и у человечества в целом, – нет. (Альтернатива, вполне реальная для отдельно взятого индивида и даже для группы, но, к счастью, не осуществимая для всего человечества, – регресс, духовный и материальный упадок, падение в хаос, зачастую лукаво именуемый «возвратом к природе».) Да, это восхождение в определенном – и лишь в определенном! – смысле приближает нас к Абсолюту, – но нам, оставаясь людьми, не дано никогда соединиться с ним!



Мать-Земля и Планетарный Разум

Произнося пышные слова «Планетарный Разум», что конкретно мы имеем в виду? Существовал ли некий Планетарный Разум изначально, сформировавшись в «готовом виде» одновременно с матушкой Землей, или же он представляет собой такой же продукт эволюции, как и человеческий разум? В каком отношении друг к другу находятся индивидуальный человеческий разум, общечеловеческое сознание (и что это такое?) и Планетарный Разум?

Ниже делается попытка ответить на эти вопросы, представляющая собой мое личное мнение, гипотезу, внутренне непротиворечивую, более или менее обоснованную и потому имеющую право на существование.

Я полагаю, что Планетарный Разум, представляющий собой совокупный разум всех существ Земли, формируется в процессе эволюции, находясь в состоянии постоянного становления и развития. Развитие же заключается в усложнении структуры, созидании все более высокого и всеобъемлющего порядка и представляет собой бесконечный холархический процесс преодоления пройденных стадий и их интеграции в новые, более универсальные и синтетические стадии-холоны.

Общечеловеческое сознание** есть холон, включающий в себя монады – индивидуальные человеческие сознания, эгрегоры и весь накопленный человечеством опыт, частично в форме материально документированных знаний, а частично в виде мифов и сказок, обычаев, традиций и элементов коллективного бессознательного: архетипических фигур и высших архетипов. Чрезвычайно родственно ему понятие ноосферы, введенное в философский обиход академиком Вернадским.

В свою очередь, общечеловеческое сознание холархически, то есть целостно, включено в более универсальную целостность – холон по имени Планетарный Разум.

Философия и наука пока что лишь едва касаются исследования общечеловеческого сознания как единого целого, а также Планетарного Разума; в основном исследование их структур принадлежит к области метафизики и оккультизма с их весьма специфической терминологией. В частности, оккультный термин «астральный свет» [7] весьма близок к нашей концепции Планетарного Разума.

Будет заблуждением утверждать, что общечеловеческое сознание – это вершина Планетарного Разума. Такое утверждение безосновательно. Ниоткуда не следует, что Планетарный Разум в своей эволюции не превзошел свою составную, хотя и весьма важную, часть – общечеловеческое сознание, – и, тем более, его отдельные составляющие – индивидуальные человеческие сознания. Возможно, индивидуальные сознания для Планетарного Разума могут представлять собой примерно (и весьма условно) то же самое, что отдельные нейроны для нашего головного мозга, а общечеловеческое сознание служить его «серым веществом».

Точно так же и отдельные индивидуальные человеческие сознания по своей мыслительной мощи отнюдь не эквивалентны общечеловеческому сознанию. В этой связи чрезвычайно интересны их точки пересечения, такие как сеть Интернет, представляющая собой, безусловно, инструмент индивидуальных человеческих сознаний, но также и составную часть и – пока, быть может, потенциально – эффективный инструмент общечеловеческого сознания.

Я считаю, что сознание, как некая функция и как субстациональная составляющая, изначально присуще проявленной, формирующейся Вселенной. Так и Земле, начиная с самой первой фазы ее существования (как и Космосу в целом), свойственно некое сознание или осознавание, которое, впрочем, невозможно перевести на язык человеческих понятий и образов. Это сознание эволюционировало по мере и в согласии с вещественной, природной эволюцией, вплоть до появления существ, наделенных сперва примитивным, а затем все более совершенным разумом. Человеческое – и общечеловеческое – сознание является некой ступенью на этой лестнице эволюции, которую проходит, одновременно с нами, все живое и неживое на планете, – сама Мать-Земля, рассматриваемая как холон, то есть как единое и целостное существо, наделенное собственным сознанием – Планетарным Разумом.

Интереснейший и практически важный вопрос, возникающий в этой связи, заключается в том, способен ли холон определенного уровня – а именно, человеческое сознание – установить связь, иными словами, энерго-информационный канал, с холоном более высокого уровня – высоким эгрегором, Планетарным Разумом и общечеловеческим сознанием. Опыт оккультизма и магии подтверждает возможность подобной двусторонней связи. Теоретическое (метафизическое) обоснование данной возможности и общая характеристика возникающих при этом энерго-информационных каналов даны в [1], [2] и других трудах Авессалома Подводного. В частности, в его книге «Эзотерическое целительство» рассмотрены конкретные примеры целительских каналов, связывающих целителя-экстрасенса с высоким эгрегором.

По моему мнению, современные информационные технологии, и, прежде всего, Интернет, могут открыть новые перспективы «вертикального» взаимодействия человека с «высшим» разумом – холоном более высокого уровня. Здесь, в частности, усматривается возможность создания универсального, «объективно-субъективного» языка, на котором станет возможным выразить знание более высокого уровня, и давно назревшего практического синтеза науки и оккультизма.



Бог эволюции

Все важнейшие для людей силы природы и все ведущие эгрегоры человеческой цивилизации давно нашли свое символическое, концентрированное выражение в образах богов, и вряд ли удастся отыскать здесь что-то новое, неведомое религиозно-мифологическому сознанию.

Разумеется, сказанное в полной мере должно относиться и к эволюционному эгрегору, ответственному за становление и развитие человеческой цивилизации, в полном соответствии с мировыми законами эволюции.

Итак, кто же из старых богов или богинь «заведует» эволюцией?

На первый взгляд могло бы показаться, что божество эволюции – это дьявол, вечно неспокойный разрушитель устоев. Однако это не так. Эволюция в своей основе – созидательный, упорядочивающий процесс, приводящий к усложнению и обогащению, а не к окончательному уничтожению структуры, процесс, связывающий энтропию. Старое разрушается не ради самого разрушения, а во имя рождения нового.

Дьяволу же отводится роль разрушителя-«анархиста», испытывающего, расшатывающего, подрывающего основы порядка и, напротив, высвобождающего энтропию. Эта его роль незаменима на этапе разрушения, но никак не на последующем, более высоком этапе созидания.

Ну, так кто же, если не дьявол?! Быть может, бог эволюции был вовсе неведом древним?!

Нет, это не так. Как это ни покажется парадоксальным и, может быть, чудовищно странным, за эволюционные, созидательные процессы «отвечает» грозный бог евреев, чье имя непроизносимо, библейский бог субботы, – он же Сатурн, греческий Крон. Именно формообразующая, упорядочивающая и сдерживающая энергия Сатурна, энергия каббалистической Бины, управляет процессами эволюции во Вселенной, в природе и человеческом обществе.

Извечная «игра» бога и дьявола, борьба добра со злом, столь драматично и многогранно отраженная в Библии, служит «вечным двигателем» эволюции, а «естественный отбор» в природе и обществе, будучи деталью «машины» и составной частью этой борьбы, призван закрепить ее результаты.



Эволюция сознания и Вечность

Людям свойственно экстраполировать. Экстраполяция, будучи одним из приемов индукции, является мощным инструментом познания. Но у экстраполяции есть свои ограничения, в частности, нельзя экстраполировать в сингулярность.

Откуда берет происхождение наше понятие о вечности? На бытовом, прочно укоренившемся уровне – из экстраполяции длительности в бесконечность. Вечность в расхожем бытовом понимании – это просто бесконечная длительность. Что, разумеется, неверно, и виновна в ошибке некорректная экстраполяция в сингулярность. Вечность – это не бесконечная длительность, а полное отсутствие какой-либо длительности и протяженности. Сколько ни увеличивай длительность – вечности не достигнешь, и даже ни на йоту к ней не приблизишься. Однако человеческий разум не может мыслить вне категорий времени и пространства, следовательно, понимание вечности нам недоступно. (Это хорошо знали великие мыслители и философы, но в массы их знание так и не проникло.)

Говоря о вечности, но подразумевая при этом бесконечную длительность, мы повторяем одну и ту же ошибку, приводящую, в частности, к понятию антропоморфного бога и другим теологическим и философским нелепостям.

Однако понимание того, как некорректная экстраполяция в сингулярность порождает понятия вечности и бога, позволяет высказать остроумную гипотезу, непосредственно касающуюся хода эволюции человеческого сознания и Планетарного Разума.

У человеческого сознания есть характерный временной интервал, связанный, с одной стороны, со скоростью телесных и ментальных реакций (десятые доли секунды), а с другой стороны, с протяженностью крупных проектов и программ, продолжительностью человеческой жизни и периодом смены поколений (десятки лет). Но этого мало. Индивидуальное человеческое сознание по мере развития личности (эго) научается оперировать со все более длительными временными интервалами. Пользуясь классификацией уровней развития личности, предложенной Авессаломом Подводным, мы можем сказать, что люди инфантильного уровня развития имеют дело с временными интервалами продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней, люди подросткового уровня – с интервалами от месяца до года, люди, достигшие юношеского уровня, могут уверенно заглянуть на несколько лет вперед, а зрелые люди оперируют десятилетиями. Все люди, в свою очередь, включены в большие социальные системы (эгрегоры), обладающие значительно большими характерными временными интервалами: от сотен лет для отдельного рода до тысяч лет для этносов и религий. При этом большие эргегоры зачастую ассоциируются с «вечными» божествами. Таким образом, идея вечности связывается с большими эгрегорами, которые являются более высокой ступенью на холархической лестнице эволюции человечества и общечеловеческого сознания, нежели отдельные индивидуумы с их индивидуальными сознаниями. И, наконец, характерным временным интервалом для общечеловеческого сознания служит, по всей видимости, длительность глобальных культурных эпох (эонов), составляющая несколько тысячелетий.

Что ж, попробуем обобщить. Не так же ли происходит и эволюция Планетарного Разума: от разумов с меньшими характерными временными интервалами к разумам со все большими характерными временными интервалами, причем последние закономерно становятся божествами для предшествующих ступеней эволюции, олицетворяя для них понятие вечности?

Каков же характерный временной интервал самого Планетарного Разума? Разумеется, он ограничен сверху временем существования Земли (десятки миллиардов лет), а снизу, возможно, длительностью глобальных геологических эпох, составляющей десятки миллионов лет. Таковы «вдох» и «выдох» Планетарного Разума, его, так сказать, тактовая частота.

Данную цепочку рассуждений можно продолжить вверх, к Космическому Разуму, и вниз, к нейронам, атомам, элементарным частицам и т.д. В итоге мы получаем всеохватывающую концепцию эволюции сознания на всех уровнях бытия.

 



* Что происходит на более высоких, так называемых «интегральных» или «третьепорядковых» ступенях эволюции, мы, по правде сказать, толком не знаем. Все наши «знания» об этом неизбежно черпаются из мифов и/или наших собственных фантазий, также основанных на мифах и умозрительных схемах. Причем все сведения и легенды об «интегральных», «просветленных» личностях, живших в отдаленном прошлом, и их совершенстве неявно базируются на постулате о «золотом веке», то есть об общем духовном регрессе человечества, постулате, который мне представляется весьма сомнительным и ничем, кроме тех же самых мифов, не обоснованным. Поэтому обсуждение данных умозрительных ступеней эволюции является, по моему мнению, преждевременным.

** Словом «сознание» я объединяю здесь осознаваемые и бессознательные аспекты, или слои, психики.



Алексей Рябов

11.04.2010, Москва



[ Вернуться к разделу «Статьи» ]



Профиль в Google.

1. А. Подводный. Высшие архе-типы.
2. А. Подводный. Новосибир-ские лекции по астрологии. Книги с 1-й по 4-ю.
3. К. Уилбер. Интегральная пси-хология.
4. К. Уилбер. Введение в интег-ральную теорию и практику.
5. С. Кук-Гройтер. Развитие Эго – девять уровней увеличиваю-щегося охвата.
6. К. Леви-Стросс. Неприру-ченная мысль.
7. Э. Леви. Учение и ритуал высшей магии. В 2-х томах.


















Контакты

+7 906 046 1699

mail@ezoznan.ru