Поделиться:



Магия и прогресс: двойная спираль.
Принцип дополнительности в магии и шаманизме.

Часть I. Принцип дополнительности и его эволюционный характер



1.1. Принцип дополнительности в физике и психологии

Сформулированный и доказанный учеными-физиками квантово-механический принцип дополнительности, по-видимому, обладает более широкой природой и охватывает также и область психологии. Впервые подметивший данное обстоятельство Карл Густав Юнг пишет в своей работе «О природе психе» [1]: «Физики совершенно ясно продемонстрировали, что на атомном уровне наблюдатель постулируется объективной реальностью, и что только при этом условии возможна удовлетворительная схема объяснения. Это означает, что, во-первых, субъективный элемент присоединяется к физической картине мира и, во-вторых, неизбежно существует связь между психе, которую нужно объяснять, и объективным пространственно-временным континуумом. … Связанность или частичная идентичность психе и физического континуума представляет чрезвычайное теоретическое значение, потому что это приводит к огромному упрощению путем построения моста через кажущуюся несопоставимость между физическим миром и психикой, конечно, не каким-либо определенным образом, а, со стороны физической – посредством математических уравнений, и с психологической стороны – посредством эмпирически извлеченных постулатов – архетипов – чье содержание, если оно и есть, не может быть представлено в уме. … Архетипы … впервые узнаются как психические сущности и постигаются как таковые. … Только при объяснении непонятных психических явлений мы вынуждены предполагать, что архетипы должны обладать непсихическим аспектом. Такой вывод основывается на явлении синхронистичности, которая ассоциируется с активностью бессознательных операторов и до сих пор считается (или не признается) «телепатией» и т.д. … Самые разнообразные и запутывающие аспекты этих явлений представляются, насколько я могу сейчас видеть, полностью объяснимыми при использовании предположения о физически связанном пространственно-временном континууме. … Мы здесь встречаем один из тех примеров, который можно лучше понять в терминах принципа дополнительности физиков. Когда бессознательные содержания проходят в сознание, их синхронистическое проявление исчезает; наоборот, синхронистические явления могут быть вызваны погружением субъекта в бессознательное состояние (транс). … Профессор Паули формулирует физическую сторону принципа дополнительности, выраженного здесь, следующим образом: «Он принадлежит свободному выбору экспериментатора (или наблюдателя), вынужденного решить … какие инсайты он получит, а какие потеряет; или, излагая популярным языком, будет ли он измерять А и портить Б или портить А и измерять Б. Однако, ему не полагается получение инсайта без какой-либо потери». Это особенно верно во взаимоотношении физической и психологической точек зрения. Физики определяют количества и их взаимоотношения; психологи определяют качества, не будучи способными измерить количество. Несмотря на это, и психологи, и физики приходят к очень близким идеям. На параллелизм между психологическим и физическим объяснениями указал К.А.Майер в своем эссе «Современная физика – современная психология». Он говорит: «Обе науки столкнулись с определенными барьерами, которые … обладают подобными основными характеристиками. Объект исследования и исследователь со своими органами чувств, знаниями и их расширением (измеряющие инструменты и процедуры) неразрывно связаны. Это и есть дополнительность в физике, так же, как в психологии. Между физикой и психологией существует подлинное и аутентичное отношение дополнительности».

Принося свои извинения за длинную и трудно читаемую цитату, я прошу обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, речь идет исключительно о проявленном, дуалистическом мире и ни в коей мере – об Абсолюте или мире Бесконечности («Эйн», говоря языком Каббалы [2]). Однако в этой статье мы все же затронем Абсолют – но не как «вещь в себе», а лишь как феномен психе, архетип человеческого бессознательного.

Во-вторых, поскольку магия и шаманизм оперируют, главным образом, архетипами человеческого бессознательного – коллективного и личного – то сформулированный выше принцип дополнительности в полной мере применим к этим областям эзотерической практики и тайного знания. Более того, магия и шаманизм ставят своей целью связать на практике, действуя своими специфическими методами, два мира – мир психе и мир физических явлений, – и поэтому принцип дополнительности, постулирующий характер взаимодействия этих миров, является одним из основополагающих.

Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы выяснить, как именно проявляется принцип дополнительности в магии и шаманизме и что он означает для практикующего мага или шамана.



1.2. Регресс к Высшим Силам, Элементам и Духам

Маг, колдун и шаман обращаются в своей работе к Высшим Силам, Стихийным Элементам и Духам Природы, которые являются по своей сути архетипами коллективного человеческого бессознательного. Подобное обращение, если оно не только ментально, но и реально, – а одно лишь реальное имеет цену, – всегда означает погружение (полное, как у шамана, или частичное, как у мага и колдуна) в бессознательное, трансовое состояние, поскольку лишь таким образом могут быть активизированы энергии архетипов в их непсихическом аспекте, способные вызвать, в терминологии Юнга, явления синхронистичности, то есть материализовать волю оператора.

Таким образом, обращение к Высшим Силам и Стихийным Элементам, составляющее сущность всякой магической работы и шаманского общения с духами, неразрывно связано с регрессом к давно пройденным человечеством бессознательным и полубессознательным состояниям психики. Ведь подобные состояния, в которых над человеком довлеет мифологический способ мышления, основанный на символизме архетипов и оттесняющий рациональный способ мышления на периферию сознания, свойственны, согласно данным антропологии [3, 4], первобытным человеческим сообществам. Именно регресс к «первобытному», мифологическому состоянию сознания позволяет магу, колдуну и шаману активизировать способность повелевать явлениями и процессами не только психического, но и физического мира посредством непсихической составляющей энергии архетипов.

Как только мифологическое мышление первобытного человека вытесняется более привычным современному индивидууму рациональным мышлением, данная способность «уходит в тень», перестает быть активной. Дело вовсе не в преимуществе мифологического способа мышления над рациональным, – и у того, и у другого есть свои достоинства и недостатки, делающие их взаимодополняющими, а не взаимозаменяемыми, – а в фундаментальном свойстве архетипов проявлять свою непсихическую составляющую лишь в бессознательном состоянии психе.

(Кстати, все сказанное относится в полной мере и к церковным таинствам. Вера несовместима с рациональным мышлением, хотя и не противоположна ему, – их связывает между собой тот же принцип дополнительности, что и физику с психе, и физический мир – с магией и шаманизмом.)

Маг высокой степени посвящения, способный воздействовать на физическую реальность своей волей, не утрачивая при этом навыков рационального мышления, вовсе не служит опровержением изложенной выше теории: он умеет совмещать оба способа мышления, свободно перемещая свое состояние сознания из области осознанности в область бессознательного и обратно (при этом архетипы не утрачивают своей бессознательной природы и не лишаются непсихической энергетической составляющей). Как – увидим позднее.



1.3. Знание или Сила. Объективное и субъективное Знание

Теперь мы можем с полным основанием опровергнуть (или, во всяком случае, дополнить) горделивый девиз просветителей XVIII века: «Знание – Сила!» Во всяком случае, в том понимании Силы, которое свойственно магам, колдунам и шаманам: Силы изменять мир действием своей Воли. Мы сформулируем этот принцип иначе: Знание ИЛИ Сила.

Сила – Личная Сила, а не Сила, связанная с тем или иным эгрегором, в услужении которого находится данный индивид, – укоренена в его бессознательном, в его личной мифологии (безусловно, связанной с коллективной) и питается энергией архетипов. Личная Сила не связана с рациональным Знанием и блокируется им, если рациональное Знание берет верх над личностью, оккупируя Эго и вытесняя бессознательное в Тень (здесь мы пользуемся терминами, принятыми в современной психологии). Личная Сила освобождается и обретает возможность действовать, когда рациональное Знание перестает узурпировать абсолютную власть над человеческой психикой и занимает присущее ему место наравне с нерациональным, интуитивным, субъективным Знанием, символическим и мифологическим по своей природе.

Термин «Знание» (с большой буквы) в нашей формуле означает, таким образом, рациональное, научное, объективное Знание, – то самое Знание, о котором говорили просветители XVIII века.

Объективное Знание относится к окружающему миру, отдельному от познающего Субъекта, который может быть включен в объективную картину мира, но не может быть изучен объективными, научными методами. (Когда наука берется изучать человека, то она автоматически превращает его в «объект».) Субъективное Знание не отделяет Субъекта от Объекта, поэтому оно не может быть «научным», то есть отвечающим основным критериям научного Знания: проверяемости, повторяемости и внутренней непротиворечивости. Субъективное Знание по своей природе мифологично, символично, конкретно-исторично, основано на архетипах. Как «кирпичиком» научного Знания служит эксперимент, а «зданием» – теория, так из конкретных личных историй посредством их архетипизации возводится «архитектурная единица» субъективного Знания – миф [5]. Миф, в отличие от научной теории, нельзя ни доказать, ни опровергнуть: его критерий истинности содержится в нем самом.

(Заметим в скобках, что миф может быть объектом научного исследования и научного Знания, а наука – содержанием мифа.)

Тот или иной миф всегда лежит в основе идеологии любого эгрегора [6]. В частности, идеологическую основу эгрегора науки в его современном, ведущем начало с XVIII века, виде составляет миф о всемогуществе научного Знания. И, хотя отдельные великие ученые и философы пытались переосмыслить и даже оспорить данный постулат, академическая наука во всем мире продолжает твердо его придерживаться.

Остается указать на то, что магистральный путь эволюции человечества последних пяти-шести столетий, насколько мы знаем, исторически связан с развитием рационального мышления и накоплением объективного, научного Знания, – он есть путь прогресса; тогда как активизацию, накопление и использование Личной Силы следует связать с процессами инволюции и регресса психе к стадии мифологического мышления и в те области бессознательного, где главенствуют архетипы.



1.4. Лирическое отступление: ода изобретателю колеса

Я вовсе не имел в виду, что мифологическое мышление – это мышление второго сорта, и что наши далекие предки были глупы по сравнению с нами. Ум сам по себе не возрастает, но растет его, так сказать, технологическая оснастка.

Изобретатель колеса был не менее гениален, чем Альберт Эйнштейн. Однако эти два гения, доведись им встретиться друг с другом, не смогли бы найти интеллектуальных точек соприкосновения. Если бы изобретатель колеса вдруг оказался среди нас, то мы сочли бы его примитивным, неумным и плохо поддающимся обучению дикарем, почти идиотом. Мы нашли бы его разум – точнее, его рациональное мышление, – неразвитым, тяжеловесным и грубым, и были бы по-своему абсолютно правы. Потому что его рациональный ум и его Эго, в самом деле, оказались бы зачаточными и слабыми; и колесо, несомненно, было изобретено не работой рационального, логического мышления, а усилием и озарением мышления мифологического, дорационального.

Попробует смоделировать (вообразить и понять), как это могло бы произойти.

Мифологическое мышление в гораздо большей степени, чем рациональное, опирается на аналогию. В подобном подходе есть смысл, но уж очень велик при этом процент брака, некорректных, фантастических аналогий, отчего данный способ познания и был постепенно вытеснен более эффективным – рациональным – в ходе эволюции. Однако если мифологическое мышление находит «почву под ногами» и опирается на реальную аналогию, то сила его оказывается велика.

В окружающей первобытного человека природе, откуда его архаическое мышление черпало большую часть своих аналогий, нет колеса. Есть круглое бревно, оно катится, – отсюда произошли катки, которые подкладывали под тяжелые предметы, чтобы перемещать их с места на место. Но каток – это отнюдь не колесо. Фокус заключается в том, чтобы насадить вращающийся каток на неподвижную ось. А ничего подобного – нет в природе, ни в живой, ни в мертвой!

Откуда же пришло озарение?

Здесь нужно оговориться: если колеса не знает физическая, материальная природа, то его знает «природа» мифологическая. Архетип колеса уже был известен человеку – и то был календарь! Вращающийся Годовой Круг, насаженный на неподвижную Мировую Ось! Вот откуда пришла нужная аналогия – из области архетипов. Символ превратился в вещь, и вещь, несомненно, полезную, более того, – революционную.

Ведь, в самом деле, колесо появилось позже календаря…

Вот так, приблизительно так, работает мифологическое мышление, и оно вполне способно на гениальность.

Вернемся, однако, к теме нашей статьи.



1.5. Формулировка принципа дополнительности. Его эволюционный характер

Итак, принцип дополнительности, раскрывающий характер связи физической реальности с магией, колдовством и шаманизмом, может быть сформулирован следующим образом:


В каждый момент времени можно обладать и пользоваться либо точным, объективным, научным Знанием, но с утратой магической Силы, либо магической Силой, но с утратой точного, объективного, научного Знания. Одновременное активное обладание тем и другим невозможно.

Достаточно прозрачен эволюционный смысл данного принципа. Каждый человек с его знаниями, достижениями, мышлением, мировоззрением, этикой, потребностями, социальными связями, шкалой ценностей, целями, личной мифологией, самосознанием и самооценкой располагается в определенном месте многомерной эволюционной спирали. Движение вверх* неразрывно связано с прогрессом в области рационального мышления, когнитивных способностей и научного Знания, но с утратой магических способностей; движение вниз приводит к активизации мифологического способа мышления и магических способностей, но к частичному отключению рационального мышления и ослаблению роли научного Знания.

Важно то, что этим движением вверх и вниз по эволюционной спирали можно управлять. Маг и шаман, включенные в современный социум и живущие полноценной жизнью, умеют в нужный момент переместить свою психе вниз по эволюционной спирали, активизировав свои магические способности и запас Личной Силы, а потом вернуть ее обратно.


* Понятия «верх» и «низ» в данном случае достаточно условны и лучше всего могут быть представлены в терминах векторных полей. Или можно говорить о некотором «усредненном» движении «центра тяжести» человеческой личности или состояния психе.



1.6. Реальный Абсолют. Личный Бог и личное бессмертие

Здесь мы коснемся темы Абсолюта. Абсолют, как архетип человеческого бессознательного, с точки зрения эволюции лежит позади, а не впереди на эволюционной спирали, по которой движется человечество. Движение психе к Абсолюту есть регресс к мифологическому способу мышления. Следует признать, что движение вперед и вверх по эволюционной спирали отдаляет нас от Абсолюта. В самом деле, все духовные учителя в один голос твердят, что рациональному мышлению Абсолют недоступен [7]. А эволюция человечества, как мы знаем, неразрывно связана с развитием рационального мышления. Однако путь к Абсолюту возможен, – но это путь вниз по спирали (или, если угодно, лестнице) эволюции.

Рассматривая Абсолют как архетип максимального уровня абстракции, не обладающий дуализмом и лишенный каких-либо качеств, мы приходим к выводу, что единственный реальный (для нашей психе) Абсолют, имеющий свое отражение в физическом мире, – это изначальный Хаос, из которого всё вышло и в который, возможно, всё возвратится.

Обратимся теперь к архетипу менее абстрактного уровня, чем Абсолют, – архетипу личного Бога, – и связанному с ним мифу о личном бессмертии в «загробной жизни».

Личный Бог (или Боги), являясь архетипами коллективного бессознательного и обладая соответствующей непсихической энергией, не имеют прямого и непосредственного, личного проявления (воплощения) в физическом мире, а если имеют, то всего лишь символическое. (Раньше, возможно, имели и прямое; теперь – нет.) А значит, и мечта о личном бессмертии, неразрывно связанная с религиозными мифологическими системами разных народов и их религиозным мышлением, не имеет своего физического воплощения. Бессмертная душа – «всего лишь» архетип коллективного бессознательного, целиком и полностью принадлежащий религиозному эгрегору данного этноса и обладающий определенной энергией, и именно в таком качестве она «живет» и даже «действует», если это душа святого. О жизни, сознании и самосознании архетипов, как самостоятельных сущностей, я ничего не могу сказать, замечу лишь, что такого рода бессмертие – не личное в человеческом понимании.



1.7. Путь эволюции есть путь становления, развития и укрепления тоналя

Перемещение состояния психе вверх и вниз по многомерной эволюционной спирали эквивалентно движению точки сборки по поверхности энергетического кокона, описанному в книгах Карлоса Кастанеды [8], а сама концепция точки сборки вполне взаимозаменима с концепцией состояния психе, которой мы пользуемся в настоящей статье (концепцией столь же фундаментальной, сколь и неопределимой).

Продолжая вглядываться в систему Карлоса Кастанеды, мы можем без труда убедиться в том, что магистральный путь эволюции человечества, путь укрепления и развития рационального, научного мышления, путь научно-технического, социального и личностного прогресса, есть путь развития и укрепления тоналя, тогда как обратный процесс – регресс к архаическим состояниям психе, – есть ничто иное как погружение в нагуаль.

Следуя Кастанеде, мы должны согласиться с тем, что эти два процесса, противоположные по своей направленности и несовместимые друг с другом в одно и то же время, не противоречат друг другу по своей природе, а, напротив, укрепляют и взаимно дополняют друг друга: так, маг не в состоянии совладать с погружением в нагуаль, сохранив при этом надлежащий контроль и не впав в безумие, если его тональ не приведен в порядок, «чисто выметен» и «образцово обустроен».



1.8. Плата за разум

Однако такова плата за разум, прогресс и процветание: чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, совершенствуя свое рациональное мышление и постигая объективную истину, тем труднее становится возврат к магической Силе, субъективной истине и мифологическому способу мышления. Чем в большей степени усложняется и усовершенствуется тональ, чем он становится сильнее, тем более труднодоступным становится нагуаль – сокровенная обитель магов, темное вместилище архетипов.

Поэтому, в частности, современному «цивилизованному» человеку намного труднее стать магом, чем «примитивному» (с точки зрения рационального разума) дикарю; чем выше находится его психе на эволюционной спирали, тем длительнее и упорнее требуется обучение.




<<<   К разделу «Статьи»   ●   Часть II   >>>



Профиль в Google.

Часть I. Принцип дополни- тельности и его эволюци- онный характер

1.1. Принцип дополнитель- ности в физике и психоло- гии
1.2. Регресс к Высшим Си- лам, Элементам и Духам
1.3. Знание или Сила. Объ- ективное и субъективное Знание
1.4. Лирическое отступле- ние: ода изобретателю ко- леса
1.5.Формулировка принци- па дополнительности. Его эволюционный характер
1.6. Реальный Абсолют. Личный Бог и личное бес- смертие
1.7. Путь эволюции есть путь становления, развития и укрепления тоналя
1.8. Плата за разум

Часть II. Синтез Силы и Зна- ния

2.1. Интеграция, или холар- хический синтез, магии и современного Знания
2.2. Контролируемый ре- гресс. «Двойная спираль»
2.3. Как достичь «состояния Синтеза»?
2.4. Холархический синтез Силы и Знания открывает неограниченные возмож- ности
2.5. Служение высокому эгрегору посредством магии и шаманизма
2.6. «Пирамида эволюции»
2.7. Вперед, к природе!




БИБЛИОГРАФИЯ

1. Карл Густав Юнг. О природе психе.
2. Израэль Регарди. Гранато- вый сад.
3. Мирча Элиаде. Архаические техники экстаза.
4. Клод Леви-Стросс. Непри- рученная мысль.
5. Алексей Лосев. Диалектика мифа. В кн.: "Философия. Ми- фология. Культура."
6. Авессалом Подводный. По- весть о тонкой семерке.
7. С. Радхакришнан. Индийская философия.
8. Карлос Кастанеда. Все книги с 1-й по 11-ю.
9. Кен Уилбер. Интегральная психология.
10. Папюс. Практическая магия.
11. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность.



Контакты

+7 906 046 1699

mail@ezoznan.ru